Интересный нюанс: на просьбу конкретнее спрогнозировать последствия введения MNP в России операторы ответить затруднились, лишь «МегаФон» оптимистично рапортовал о светлом будущем. На самом деле предсказать результат не так уж и сложно, но об этом чуть ниже. Прежде разберёмся во всех тонкостях нового способа изменить нелюбимому оператору.
Внедрение MNP как нерыночной услуги в большинстве стран может инициироваться исключительно государством, а никак не сотовыми операторами. В этом отношении MNP близка к CPP («платит звонящий») и является, по сути, услугой социальной. К тому же её введение на мобильном рынке приходится кстати не на этапе стремительного роста, а тогда, когда конкуренция смещается в сферу тарифных планов, дополнительных услуг и сервисов. В общем, с этой точки зрения время для инициативы сверху самое подходящее, и российский сотовый рынок вполне к ней готов.
По сходным оценкам консалтинговой компании «Коминфо Консалтинг» и аналитического агентства Jason & Partners, при введении MNP до 20% абонентов неминуемо покинут своего оператора (это оптимистичный сценарий). Конечно же, цифры сильно зависят от стоимости переноса номера (или её отсутствия) и сроков. Кстати, о сроках переноса: опыт других стран показывает, что в среднем они могут колебаться от 2 часов до 2 месяцев.
При стоимости $5-7 и оформлении в течение суток MNP воспользуются около 4% абонентов за первый год действия услуги, а при бесплатном переносе – до 8% (это достаточно пессимистичная оценка). А вот если стоимость MNP будет близка к $20, то охотников изменить своему оператору практически не найдётся.
Бесспорно одно: если MNP в России всё же введут (что наверняка), это неминуемо вызовет перераспределение абонентов среди операторов. По прогнозу г-на М. Мучкаева из всё того же Jason & Partners, угроза нависнет прежде всего над рынком многоговорящих абонентов, уровень ARPU (Average revenue per user – или уровень среднего ежемесячного дохода, приходящегося на одного абонента) которых достигает $30. Так, с введением MNP компания МТС резко сократит эту долю рынка, «МегаФон», наоборот, нарастит, а вот у «Билайна» всё останется практически без изменений. Теоретически ход мысли правильный, если смотреть на немосковские рынки. MNP привнесёт некоторое обновление и выгодна более молодому и растущему оператору. В Германии, к примеру, через год после введения MNP ситуация перераспределилась таким образом, что «тяжеловес» рынка T-Mobile потерял значительную часть своих абонентов, зато более молодой O2 – приобрёл.
Большинство аналитиков сходны во мнении, что переносимость номера не вызовет никаких революционных изменений на рынке. В то же время для мобильных операторов MNP скорее источник затрат, нежели дополнительной прибыли, но наиболее гибкие и дальновидные смогут грамотно использовать ситуацию перераспределения на рынке. Возможно, нас даже захлестнёт шквал программ лояльности абонентов.
Российские сотовые операторы особого пессимизма не высказывают. Закономерность и необходимость появления такой услуги, как MNP, ими, безусловно, признаётся (а что ещё остаётся делать, когда инициатива идёт сверху). Тем не менее повсеместно раздаются возражения, что рынок ещё не готов к столь радикальной мере ни с технической точки зрения, ни с правовой. В пресс-службе МТС, к примеру, вообще отказались назвать какие-либо конкретные сроки введения MNP, поскольку до сих пор не поступало никакой директивы со стороны Минсвязи, а в пресс-службе Минсвязи, в свою очередь, комментировать вопрос не сочли возможным.
Тем более что пока непонятно, в каком виде услуга будет реализована на территории России: возможно, абоненту придётся заплатить покинутому оператору неустойку, или же разрыв произойдёт мирно и без финансовых издержек, не исключены и другие варианты. Опыт зарубежных стран, где принцип MNP работает уже давно, совершенно различен. В Нидерландах, Великобритании и Швеции, к примеру, эта услуга платная и стоит 8 евро, во Франции всё зависит от конкретного оператора (некоторые взимают плату за переход, некоторые – нет), а в Германии абоненту, решившему воспользоваться MNP, это ничего не будет стоить. В России, кстати сказать, ЦНИИС (Центральный научно-исследовательский институт связи) также рекомендует не взимать плату за перенос номера – мол, особенности национального общения.
Кстати, если касаться технической стороны вопроса, то по результатам деятельности рабочей группы MNP, завершившейся уже год назад, никаких препятствий для введения у нас переносимости номера в кратчайшие сроки не выявлено. При этом могут остаться без изменений принятые схемы построения сети и межсетевого взаимодействия, а само внедрение может происходить поэтапно и при минимальных требованиях к фиксированной сети. По мнению ЦНИИС, при внедрении MNP к переносимому номеру применимы два основных способа маршрутизации: возвращение вызова назад в донорную сеть (Dopback routing) или, как наиболее подходящий и широко используемый, запрос на освобождение (Query on release routing). Оборудование и решения для MNP уже готовы предоставить сразу несколько компаний: Lucent Technologies, Huawei Technologies Telcordia Technologies совместно с «Телеком Экспресс». Всё это лишь подтверждает, что в подобных делах именно технические вопросы в конечном итоге быстрее и легче всего решаются. Гораздо труднее дождаться политической директивы сверху. В то время как на Западе уже с конца 90-х MNP активно работает, в России дело пока не двигается с мёртвой точки. Возможно, после введения CPP чиновники просто боятся предпринимать новые серьёзные шаги, чтобы избежать возможных катаклизмов на рынке. Нам же остается только ждать.
http://www.ferra.ru/online/phones/s26669/page-2/