В 2011 г. мы станем первыми по выручке в России

Первый заместитель генерального директора по операционной деятельности ОАО «МегаФон» Валерий Ермаков в интервью «Маркеру» рассказал о том, как компания, начав с позиции догоняющей на российском сотовым рынке, сумела играть на нем на равных с ведущими сотовыми операторами и ставить перед собой еще более амбициозные цели. Ермаков также поделился секретом того, как можно обеспечивать рост рентабельности, увеличивая расходы.
Источник: http://marker.ru/news/3482
— В свое время «МегаФон» поставил перед собой цель получать не менее 30% совокупной выручки сотовых операторов «большой тройки»ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС), ОАО «МегаФон», ОАО «ВымпелКом» («Билайн») в России. Судя по последним известным финансовым результатам, компания близка к ее достижению. Когда «МегаФон» рассчитывает выполнить эту задачу?
— Мы никогда не ограничивались какими-либо целями по выручке, а всегда ставили цель стать лидерами на рынке сотовой связи, даже тогда, когда почти ничто не показывало, что «МегаФон» имеет потенциал стать оператором номер один, и на рынке мало кто верил, что такая цель может быть достигнута. Но постепенно мы вышли на лидирующие позиции. Что касается выручки, то уже сейчас наша доля выручки среди компаний «большой тройки» — более 33%. В результате в 2010 г. мы стали вторым оператором в России и по абонентам и вторыми по выручке по итогам III квартала.
— Как «МегаФону» удается обеспечивать такой интенсивный рост?
— Есть несколько рецептов. Прежде всего, это грамотная инвестиционная политика. Еще в 2008 г., когда стало ощущаться влияние экономического кризиса в виде снижения потребления услуг сотовой связи, все операторы, как и многие другие российские компании, вполне логично начали уменьшать затраты путем урезания инвестиций. Мы же решили, что кризис как раз такое время, когда нужно реализовывать возможности. Поэтому мы были, может быть, единственной компанией в России, которая в год кризиса увеличила инвестиционную программу. Начиная с 2008 г. мы начали активно инвестировать в сети третьего поколения (3G) как в основу для роста компании. Тогда стало уже понятно, что голосовые услуги в сотовой связи достигли степени насыщения и будущее за услугами передачи данных — в частности, за услугами мобильного широкополосного доступа (ШПД) в интернет. В связи с этим стало также ясно, что нужно инвестировать в платформу для этих услуг и транспортные сети передачи данных. Поэтому в 2008–2010 гг. мы инвестировали в свою сеть более 160 млрд руб.
Причем при инвестировании в сети 3G мы обращаем внимание на два ключевых фактора: покрытие территории и доступность услуг для клиентов. Уже сейчас у нас самая крупная сеть третьего поколения в России. Более того, мы сегодня ― крупнейший провайдер мобильного доступа в интернет: на нашу сеть приходится более 39% трафика мобильного ШПД. Кроме того, абоненту очень важно, чтобы ему была обеспечена высокая скорость доступа, а для этого нужно развивать транспортную сеть. Чтобы понять важность обеспечения достаточного объема транспортной сети, достаточно сказать, что за последний год трафик передачи данных вырос в 10 раз, тогда как голосовой ― только на 12–15%. И такая тенденция сохранится в ближайшие годы. Именно поэтому мы определили для себя инвестиционные приоритеты в виде вложений в транспортные сети мобильной передачи данных.
— Каковы результаты этой работы?
— В результате собственного строительства и покупки в 2010 г. компании «Синтерра» у «МегаФона» сейчас вторая в России по протяженности после «Ростелекома» магистральная транспортная сеть.
— Как то, о чем вы говорили, отражается на финансовых показателях?
— Мощная собственная транспортная сеть позволяет нам снижать себестоимость и, следовательно, предлагать клиентам услуги высокого качества по доступным ценам. Благодаря этому мы увеличиваем объем потребления услуг, а значит, и выручку. Получается, что, наращивая инвестиции, мы снижаем себестоимость и увеличиваем как выручку, так и чистую прибыль. Это кажется парадоксальным только на первый взгляд. На самом деле здесь сказываются, как ни странно, технологические особенности нашего бизнеса.
— Как технологии могут в данном случае влиять на финансы?
— Самым прямым образом. Как раньше, когда голосовые услуги были ведущими в сотовой связи, соотносился трафик с выручкой? Очень просто: рос трафик, и примерно такими же темпами росли выручка и вслед за ней чистая прибыль оператора. Теперь, когда в сетях 3G начинает преобладать передача данных, все по-другому: объем трафика растет очень быстро, а выручка — в разы медленнее. Обычно всех это очень беспокоит, но на самом деле в этом нет ничего страшного, потому что одновременно резко падает себестоимость передачи одного мегабайта трафика из-за увеличивающейся пропускной способности сети. Таким образом, мы имеем возможность даже при неизменной выручке увеличить прибыль за счет уменьшения себестоимости. А так как выручка все же тоже растет вследствие роста потребления услуг, прибыль тем более увеличивается. То есть новые технологии по-новому влияют на финансы, и правильно сделанные финансовые затраты не только не уменьшают прибыль, но и способствуют ее росту.
— Насколько сейчас характер трафика изменился из-за увеличения передачи данных?
— Изменился кардинально. Если в 2002 г. 100% всего трафика в сотовых сетях составлял голосовой, то в 2010 г. в нашей сети, в пересчете на мегабайты информации, голос составлял только 1%, а трафик передачи данных ― 99%. Поэтому мы сейчас уже оператор не столько передачи голоса, сколько передачи данных. И не только мы: недаром сейчас Международный союз электросвязи разрабатывает новый обобщенный показатель нагрузки на сотовую сеть ― и для голоса, и для передачи данных ― в мегабайтах. Это закономерно, ведь передача голоса по мере ее перевода на IP-технологию чем дальше, тем больше уходит в сферу передачи данных. Поэтому, если сотовый оператор хочет обеспечить свое будущее в новых технологических условиях, он должен строить мощные сети передачи данных ― тогда будут и деньги.
— С насыщением рынка сотовой связи в России, когда ее проникновение составляет более 150% от численности населения, рост абонентской базы не только замедлился, но у некоторых операторов в отдельные периоды даже сокращается. Какими средствами в этих условиях «МегаФон» обеспечивает стабильность и рост числа абонентов?
— Прежде всего хочу сказать, что мы предпочитаем называть пользователей клиентами. Нам кажется, такой термин хорошо отражает факт, что клиент нам ничего не должен, кроме своевременной оплаты услуг, а мы ему много чего. А что до способов увеличения абонентской базы, тут главное не почивать на лаврах и постоянно думать об этой задаче, тогда она будет решаться успешно. Поэтому, наверное, мы действительно единственный оператор, который с 2002 г. показывает стабильно положительную динамику клиентской базы. Один из наших основных принципов ― быть честными с клиентом и обеспечивать ему прозрачность тарифов, условий обслуживания и т. д. Тогда клиент сможет осознанно принимать решение, хочет он платить нам деньги или нет. А такие осознанные решения клиентов способствуют, в свою очередь, стабильности их обслуживания в нашей компании.
— Учитывая большое значение сервисов на основе передачи данных, о чем вы говорили выше, интересно, каково место «МегаФона» на рынке USB-модемов ― одного из основных средств беспроводного широкополосного доступа для абонентов?
— В 2011 г. мы планируем более чем в четыре раза по сравнению с 2009 г. увеличить годовые продажи модемов — до 4–5 млн штук. Сейчас на рынке продаж модемов наша доля составляет 45%. При этом мы ориентируемся на продажи высокоскоростных устройств: минимальная скорость, которую поддерживают наши модемы, ― 7,2 Мбит/с. То же касается наших базовых станций: все они поддерживают скорость 21 Мбит/с. Соответственно, мы начали продажи модемов с такой же скоростью передачи.
— Но ведь реальная скорость, которую абонент получает в сети, не равна максимальным возможностям оборудования. Какие скорости реально доступны в сети 3G «МегаФона»?
— Реальная скорость, которая в среднем обеспечена для наших клиентов, ― 1,5–2,5 Мбит/с. Пиковые скорости, разумеется, больше. Именно поэтому потребители стали рассматривать сеть 3G как реальный заменитель проводного ШПД — здесь сравнимые скорости можно получить за сравнимые деньги. И это видно из статистики: 2/3 наших клиентов пользуются беспроводным доступом в помещениях, то есть для них это не просто мобильный вариант доступа, а основной. И речь здесь даже не о замене проводного ШПД беспроводным, а о 3G как наилучшем среди всех возможных вариантов доступа в интернет. Это неудивительно, ведь до сих пор в России за пределами столиц 60% интернет-пользователей вынуждены прибегать к dial-up доступу со скоростями не более 512 Кбит/с. Еще один фактор предпочтения мобильного ШПД ― снижение цен: за прошедший 2010 г. цена 1 мегабайта у нас упала в пять раз. Думаю, что в целом по рынку в России примерно такая же тенденция.
— Каковы основные целевые ориентиры «МегаФона» в 2011 г.?
— Мы рассчитываем уже в начале 2011 г. выйти на первое место по выручке среди операторов «большой тройки», а значит, среди всех сотовых операторов в России. Для этого мы будем продолжать развитие своей сети, в том числе транспортной. Кроме того, мы станем активно развивать новые для себя сегменты бизнеса, которые получили, купив в прошлом году компании — операторов фиксированной связи «Синтерра» и «Метроком». Это сегменты коммуникаций для бизнеса (B2B), телекоммуникационных услуг для операторов связи (B2O) и услуг государственным клиентам (B2G). Все это направлено на достижение стратегической цели ― стать универсальным оператором связи.
— На фоне такой успешности нет ли намерения более широко поработать на зарубежных рынках?
— Пока мы считаем целесообразным фокусироваться на российском рынке, потому что здесь есть куда расти. Если проникновение сотовой связи в нашей стране уже более 150% от чиcленности населения, то широкополосного доcтупа, как проводного так и беспроводного, ― только около 30%. Это огромный рынок и потенциал для роста.
Источник: http://marker.ru/news/3482