Если вы стали свидетелем того, что ваш ребенок совершил какой-то неблаговидный поступок, сделайте вид, что этого не заметили. Но последите за его дальнейшим поведением. Часто дети сами понимают, что поступили нехорошо. И возможно, они больше этого не сделают. Чтобы ребенок вырос дисциплинированным, необходимы муки совести, однако он не должен испытывать постоянное чувство вины и подавленности, что ведет к возникновению комплексов неполноценности. Жесткий контроль взрослых лишает детей инициативы и ведет к неспособности принимать самостоятельные решения. Часто это остается на всю жизнь. Страх перед физическим наказанием заставляет детей лгать.
Малыши не могут отличить хорошее поведение от плохого. Этому нужно учить. Хвалите их за хорошие поступки. Поговорите об отрицательном поведении, о конкретных его нарушениях. И поменьше нотаций и общих разговоров.
Но у детей память короткая. Сегодня ребенок переживал, а завтра опять поступил также. Мама не удержалась и отшлепала его. Потом сама долго мучилась - зачем она это сделала. С другой стороны, сколько раз, например, нужно говорить дочери, чтобы она не таскала котенка за лапы, за голову. Объясняла, что ему больно. Но это продолжается периодически. Мама кричит, отчаявшись, шлепает дочку и воспринимает ее непослушание как личное оскорбление, и то, что она не справилась с воспитанием ребенка.
Постепенно крик, если вы при этом взволнованы и раздражены, производит на ребенка все меньшее впечатление. Если вы повышаете голос, то он должен быть твердым и строгим: "Если будешь бросать игрушки, я их уберу!". Родители, постоянно выкрикивающие угрозы, но никогда их не выполняющие, теряют свой авторитет в глазах детей, которые привыкают к крикам и уже не верят в искренность взрослых. Требования, которые предъявляют детям, должны быть выполнены. Это особенно важно, если ребенок невнимателен и не слушается, иначе он становится неуправляемым.
Постоянное шлепанье приводит ребенка к мысли, что взрослые сильнее и всегда могут наказать, ведь он слабее. В дальнейшем эти дети также могут обидеть более слабого. А когда станут взрослыми, будут шлепать своих детей.
Никогда не бейте ребенка по лицу, по голове и не трясите его. Иначе можете вызвать травму, опасную для его умственного развития.
Когда дети не слушаются и родителям нужно прекратить озорство, нужно посадить ребенка на скамейку, диван, пусть успокоится (метод тайм-аут). Например, для двухлетнего малыша достаточно будет двух минут. Для него это очень долго. Уходить от него нельзя. Необходимо посидеть рядом и проследить, чтобы тот не ушел. И даже если ребенок кричит, возмущается во время тайм-аута, убегает, родители должны быть невозмутимы, вернуть его на место и во время тайм-аута не кричать, не шлепать, т.е. не наказывать дополнительно. Ваше спокойствие поможет прийти малышу в нормальное состояние - он успокоится. После тайм-аута обнимите ребенка и переключите на другое занятие. Например, пообщайтесь со своим ребенком.
Потребность в общении - жизненная необходимость, она рождается вместе с человеком. Говорите с малышом, и он будет счастлив от общения с родителями. Побуждайте его к высказыванию своих мыслей, задавайте ему вопросы и учите отвечать на них. Попробуйте сыграть в несложную игру. Спросите у друзей, какие, по их мнению, претензии предъявляют современные подростки своим родителям. Слишком большая строгость, излишняя опека, недостаточная свобода, чрезмерная занятость родителей, частое их отсутствие, недостаточное внимание с их стороны? Угадайте! А ответ таков: большинство подростков хотели бы чаще беседовать с родителями и в первую очередь сожалеют о том, что не могут свободно поговорить с ними обо всем. Таким образом, подростки ставят на первое место не только свободу, а и необходимость более тесного общения с родителями. Самое непосредственное отношение это имеет и к детям до 4 лет. Потребность в общении - жизненная необходимость, она рождается вместе с человеком. О ней уже столько говорилось, что неловко лишний раз повторять, тем не менее, приходится, поскольку эта банальная истина известна еще не всем. Ребенку необходимо, чтобы с ним разговаривали с первых часов его жизни, в 2 года, в 10 лет, в 15, всегда; конечно, разговаривать надо по-разному, с учетом возраста, но всегда. И ему также необходимо, чтобы его слушали.
Беседа также способствует усвоению знаний и действий ребенка, его ориентации в различных жизненных ситуациях. Она обобщает жизненный опыт ребенка, создает возможность выбора правильных решений и действий в общении с другими людьми. Говорите с малышом. Ведь постоянные диалоги с ним учат ребенка мыслить, сравнивать информацию, обобщать ее. Ребенок познает мир. У него формируется система знаний. И в этом поможет малышу взрослый, который знакомит его, прежде всего, с тем, что ребенку положено знать. Все это преподносится в доступной для ребенка форме и от простого к сложному. Говорите с ребенком о людях, о природе, о животных. В процессе изучения окружающей действительности у малыша формируется опыт поведения в кругу сверстников, в кругу взрослых.
Ему интересно будет узнать о временах года. Лучше это делать во время прогулки. Показать, как меняется природа с наступлением очередного времени года. И даже если ребенок что-то знает об этом, вы найдете какие-то тайны у природы и расскажете ему (о животных, насекомых зимой, например). Много поводов поговорить с малышом найдется и дома. Пусть он будет помощником в ваших делах. Обсудите с ним проблемы чистоты в доме, и он расскажет о предметах ухода за чистотой. Дайте ему посильную работу (например, подмести пол). И даже если вас будет раздражать его неумение держать щетку или веник, потерпите, покажите, как это делается. Пусть он попробует, а затем переключите его внимание на какое-то другое дело. Общение, участие в важном домашнем деле еще больше сблизит вас и вашего ребенка.
В процессе бесед развивайте способность детей понимать речь окружающих, воспитывайте внимание ребенка к окружающему миру, постарайтесь в доступной для понимания ребенка форме устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями. Постепенно ребенок станет более любознательным. И вы приятно удивитесь тому, какие вопросы он будет вам задавать, и тому объему знаний, который он усвоил.
Беседовать с ребенком - не означает, что нужно делать это с утра до вечера. На прогулке, по дороге из детского сада, во время совместных домашних дел, во время игры - все это время необходимо использовать, чтобы поговорить с ребенком.
